Общие требования к методам производственного обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от
методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.
Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:
Воспитывающий характер производственного обучении;
политехническая направленность производственного обучения; проведение обучения
на основе производительного труда учащихся; доступность и посильность обучения,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сочетание наглядности и
познавательно - творческим, развивающими, характером обучения; систематичность
и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении. Под
методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной
взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися
профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к
труду, развития творческих способностей.
Методы производственного обучения имеют свои
особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется
своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной
деятельности учащихся в мастерских, на рабочих местах предприятий.у органов
управления машинами и т.д. Это зависит и от разнообразия форм организации
производственного обучения, характер профессий и других условий.
В связи с этим можно выделить три группы методов
производственного обучения: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся рассказ и объяснение.беседа, работа с
технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные
семинары.
Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных
объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические методы -
упражнения в выполнении трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др. В
основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся. Можно
выделить в особую группу такие методы, как решение производственно -
технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение
производственных заданий проблемного характера.а также обучение на тренажерах.
Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые
специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и
умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с
помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться
с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение
трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа
рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация
наглядных пособий.проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение
действий отдельными учащимися.
2. Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение
Применение мастером словесных методов и методических
приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся
производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно
воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мастер
пользуется живым словом. Применяет любой метод производственного обучения;
таких методах, как рассказ и объяснение живое слово, монологическая устная речь
составляют основу.
Рассказ, как словесный метод представляет собой
изложение в форме повествования и описания свойств и признаков труда, а также
их изменений в ходе технологических процессов. Для эффективности рассказа
возможно применение приёмов, поддерживающих внимание обучаемых: записи в
тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно, чтобы
записи выполнялись учащимся не под диктовку.а самостоятельно. Во время рассказа
возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для
проверки понимания, ими сообщаемого материала. Мобилизации их внимания.
Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований
тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.
В ходе объяснения особенностей трудовой операции
мастер дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы
выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными
учащимися. Связывает новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется
особенности той или иной операции. Правила безопасности труда.
б) Инструктаж и беседа
Инструктаж -важнейшая форма методического руководства
обучением в ПУ. В инструктаже сочетается различные методы обучения, но
преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений
от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и
средств наглядности. Натуральных объектов.
Инструктаж проводится как правило, для тех учащихся,
которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Мастер инструктирует учащихся
для того. Чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и зеваний
в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственными
условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе
оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической
эксплуатации, правил безопасности труда.
По мере обучения инструктаж становиться основной
формой методического руководства учащимся со стороны мастера и становится все
более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает
письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к
самостоятельному принятию решений.
При использовании в ходе инструктажа приемов показа и
демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не
превратился в занимательное зрелище.
Нельзя также превращать инструктаж в сплошные
предостережения, вторые зачастую делаются "на всякий случай" Когда в
информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут
потеряется действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.
Беседа - как самостоятельный метод обучения, применяется очень широко. Беседа
позволяет легче. Чем путем устного изложения, научить учащихся правильно применять
их знания и практический опыт, правильно применять их знания и практический
опыт предоставляет большие возможности для развития внимания, любознательности,
интереса к учебе. Условно различают 3 вида бесед. Беседы по изучению нового
материала. В таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и
наблюдение учащихся. Подводит их к пониманию нового, к самостоятельным
правильным выводам и обобщениям. Все основные положения мастер формулирует сам,
но иногда они достаточно полно и правильно могут быть сформулированы в ответах
учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность
самостоятельного решения производственно - технических задач.
В беседах. Проводимых для обобщающих повторений,
решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по
определенной теме. По наиболее сложным вопросам специальные беседы проводятся
для текущего повторения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий