Особенности заключительного инструктажа



Особенности заключительного инструктажа
Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока производственного обучения в мастерских училища для учащихся учебной группы.
Цель его – подведение итогов выполняемой работы.
Проводя заключительный инструктаж, мастер исходит из того, что: заключительный инструктаж - это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; коллективная форма работы с учащимися, и чем активнее в его проведение вовлечены учащиеся, тем больший эффект он дает.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
ü насколько достигнута цель урока;
ü анализ успешности выполнения упражнений;
ü разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
ü анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда, использования рабочего времени;
ü сообщение оценок успеваемости учащихся;
ü сообщение мастером производственного обучения темы следующего урока;
ü выдача домашнего задания. Это может быть повторение материала по программам специальной технологии, необходимого для улучшения усвоения знаний на следующем уроке производственного обучения, или подготовка чертежей, которые потребуются на предстоящих уроках производственного обучения.
Выдача домашнего задания сопровождается разъяснениям способов его выполнения.
 Для повышения эффективности заключительного инструктажа руководствуются следующими рекомендациями:
ü на первый план всегда ставить подведение учебных задач урока, т.е. чему научились учащиеся;
ü придавать заключительному инструктированию обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
ü вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
ü широко привлекать их к самостоятельному анализу выполнения учебно-производственных заданий;
ü анализ итогов урока производить всесторонне, выставляемые оценки аргументируются мастером производственного обучения, чтобы учащиеся могли убедиться в их обоснованности и объективности;
ü не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Заключительный инструктаж проводится обычно в форме активной беседы или сжатого объяснения, основанного на анализе учебной работы за урок.
Так как данный урок производственного обучения предполагает готовый продукт, просмотр и оценивание результатов осуществляется не только мастером производственного обучения, но и учащимися.
Заключительные беседы в конце урока помогают мастеру лучше и быстрее изучить каждого учащегося, сблизиться с ними, а это ведет к повышению его авторитета как воспитателя, а в итоге - к успешному проведению производственного обучения и воспитания, а также приучают каждого учащегося к анализу своей работы, способствуют формированию сознательного отношения к своему труду, заставляют его делать выводы из результатов работы, сравнивать свои успехи с успехами товарищей.
Занятие предполагает создание практически значимой работы, а положительная оценка деятельности поднимает на уровень выше обычного профессиональные намерения и ценностные ориентации учащихся.
Подводя итоги всего урока производственного обучения, целесообразно будет отметить использование различных форм и методов на уроке, разнообразие видов деятельности учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий